Сковорода Григ. Саввич

Сковорода Григ. Саввич

СКОВОРОДА́ Григ. Саввич (1722—94) — рус.-укр. философ и религ. мыслитель. Писал по-русски. Род. в Полтавской губ., в семье казака. Учился в Киевской акад., по окончании ее три года странствовал по Европе (Венгрия, Австрия, Польша, Германия, Италия), посещал лекции в ун-тах. Изучал нем., греч., лат. и др.-евр. языки, хорошо знал античных авторов и Отцов Ц. По возвращении на родину неск. лет служил учителем у богатого помещика, в основном в это время создал свои философско-поэтич. произв. ("Сад божественных песней"). С 1759 — учитель в Харьковском Коллегиуме. В 1765 из-за неортодоксальности взглядов подвергается преследованиям, вынужден оставить службу и принять до конца своих дней образ жизни странника, пользующегося гостеприимством своих многочисл. друзей и почитателей. В этот период создал все свои прозаич. филос. диалоги. Мистич. опыт диктует С. идею гносеологического дуализма: познанию, скользящему по поверхности бытия, противостоит познание "в Боге". В антропологии у С. соответственно двойст. оказывается и чел. природа: за "внешней наружностью", "телом земляным" скрыто "тело духовное", "истинный человек. один из всех нас и в каждом целый", тождественный Логосу-Христу. Метафизич. воззрения С. порой приближаются к пантеизму ("две натуры во всем — божественная и телесная"). Этика, занимающая важное место в творчестве О, направлена прежде всего на освобождение от лжи эмпирич. бытия и преображение души, переход ее "от тленного мира в мир первородный". Основываясь наличном мистич. опыте и символической интерпретации Библии, С. определенно испытал и нек-рые внеш. филос. влияния — прежде всего неоплатонизма (Филон, Отцы Ц.) и нем. мистиков 16—17 вв.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»